Тренинги

ТРЕНИНГ- это систематическое упражнение для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения; накопление в материале, при многократном воздействии, таких умений, структуры и свойств личности человека, ради которых и совершалось это воздействие.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ- это систематическое упражнение, направленной на выявление и последующее формирование психических свойств личности: познавательных, волевых, эмоционально-чувственных и т.д

Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, видеотренинг и т.д.

Впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) . В их основе лежала идея, что большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие. В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана, две стороны содержательная и личностная. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга. Он изменяется в зависимости от того, что является объектом воздействия: установки, умения, когнитивные структуры — а также от программы тренинга, например, в тренинге креативности, тренинге партнерского общения или ведения деловых переговоров содержание будет разным, хотя уровень объектов воздействия один и тот же — установки и умения.

В настоящее время слово «тренинг» используется весьма широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. Понятно, что психологический тренинг касается психологических навыков: саморегуляции, развития собственной личности, общения и т.п., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми. Теоретические обоснования и техники проведения тренингов интенсивно развиваются во всем мире. Сейчас выделились три крупных направления:
1)    тренинги личностного роста;
2)    тренинги общения;
3)    бизнес-тренинги.
Логическую схему взаимосвязей между этими видами тренингов рассмотрим более подробно.

Тренинги личностного роста наиболее близки к психотерапевтическим группам. В них с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки.

Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях общения, развить у них соответствующие навыки. Предполагается, что умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут учащимся преодолеть трудности в реальной жизни,  опыт учебно-тренинговой группы сыграет роль своеобразной «прививки», которая позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет».
Тренинги личностного роста и общения тесно взаимосвязаны, и их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Методы социально-психологического тренинга весьма разнообразны, но в их основе — групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга тренер стремится к тому, чтобы при «погружении» в особую среду участники могли лучше осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать.

Видимым, проверяемым результатом успешного тренинга должны стать: возросшая (адекватная) самооценка, изменение стратегий поведения, снятие барьеров в общении. Все это создает условия для внутреннего личностного роста. Успешный тренинг всегда характеризуется рядом побед, как внешних (в управлении поведением), так и внутренних (в саморегуляции). Но эти достижения нельзя завоевать раз и навсегда, их можно только поддерживать, что не всегда удается. Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов.