Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина ведёт свою деятельность с 1992 года, учредителями выступили Правительство Ленинградской области и Государственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию. За большие достижения в деле образования и воспитания молодёжи в 1999 году ВУЗу присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. С января 2008 года на основании распоряжения Правительства Ленинградской области создано автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина». Распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 02.12.2015 г. № 3017-р принято решение о переименовании Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» в Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина».
С момента основания университет возглавлял доктор экономических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ Вячеслав Николаевич Скворцов, автор более чем двухсот работ в области педагогики, высшего профессионального образования, философии, экономики.
Маклаков Анатолий Геннадьевич, доктор психологических наук, профессор, имеет более ста шестидесяти работ, в области психологии, педагогики, профессиональной деятельности, деятельности в экстремальных условиях, таких как «Общая психология», «Психология человека от рождения до смерти», «Психология подростка» и другие, исполнял обязанности ректора университета с 20.07.2016 по 08.01.2017 г.
В настоящее время ректором университета является доктор экономических наук, профессор Еремеев Станислав Германович.
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина является:
  • коллективным членом Научно-технического совета при Губернаторе Ленинградской области;
  • участником специализированных выставок научно-исследовательских разработок для различных отраслей народного хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
  • членом торгово-промышленной палаты;
  • экспериментальной площадкой Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • партнером Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) в области гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере высшего профессионального образования;
  • партнером института Коррекционной Педагогики Российской Академии Образования (ИКП РАО) в рамки реализации Федеральной целевой программы развития образования.
В настоящее время университет-ведущий образовательный, научный и учебный центр, прочно занявший своё место в ряду высших учебных заведений в России. Сегодня в университете обучаются более 14 тысяч студентов, аспирантов и докторантов. В университете ведётся подготовка по одиннадцати укрупнённым группам специальностей и направлений. Научные исследования выполняются в тринадцати отраслях науки. В структуре университета 11 факультетов, 4 института, 3 научно-исследовательских центра, 12 филиалов, около 30 лабораторий. Открытый в университете Северо-Западный региональный центр культурологических и религиоведческих исследований является организатором постоянно действующего научного семинара «Пространство культуры: знаки, символы, смыслы». Научно-исследовательский институт географии, экологии, природопользования занимается разработкой критериев и нормативов экологической устойчивости геопространственных систем различных типов в целях рационального природопользования; осуществляет экологическое сопровождение, контроль и аудит в области экологической безопасности, рационального природопользования, устойчивого развития региона; анализирует геоэкологическую ситуацию; осуществляет мониторинг особо охраняемых природных территорий, памятников природного и культурного наследия. В научно-исследовательской лаборатории проблем социализации личности изучают индивидуально-психологические особенности студентов на различных этапах адаптации к образовательной среде вуза. Полученные результаты указывают на высокую значимость проблемы для учебной деятельности студентов, раскрывают механизм адаптации к условиям образовательной среды вуза. В институте информатики и лабораториях дистанционного обучения успешно решается проблема подготовки профессиональных кадров, мультимедиа технологий, автоматизированных систем управления, новых технологий образования, а также компьютерного тестирования. В университете последовательно реализуется модель инновационного учебного заведения, целью которой является подготовка специалистов, способных к системному творческому мышлению и решению нестандартных задач в сфере кадрового, финансового управления и экономики. Студенты обучаются на факультетах: юридическом; естествознания, географии и туризма; иностранных языков; истории и социальных наук; дефектологии и социальной работы; математики и информатики; психологии; филологическом; физической культуры и спорта; экономики и инвестиций; философии, культурологии и искусства. Университет ведёт приём в аспирантуру по специальностям в области педагогики, экономики, психологии, филологии, истории и т. д., а также осуществляет повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников различных сфер деятельности. В числе сотрудников университета более 30 % докторов наук, свыше 60 % кандидатов наук, из них: академики РАН, члены отраслевых академий, заслуженные деятели науки и искусства, заслуженные учителя школ России. Профессорско-преподавательским коллективом ведутся разработки новых форм информационной поддержки образовательного процесса, включая электронные учебники, компьютерные лабораторные практикумы и тренажёры. Постоянно обновляется техническая база университета: компьютерные классы, лаборатории, библиотеки. Университет ежегодно организует более 40 научных конференций регионального, российского и международного уровня, среди которых особое место занимает проводимая с 1996 года международная научная конференция «Царскосельские чтения». Его гордостью является академический студенческий хор, представляющий университет на различных конкурсах и фестивалях как в России, так и за ее пределами. Университет поддерживает партнёрские отношения с высшими учебными заведениями Австрии, Германии, Финляндии, Польши, Италии, США, приглашая с лекциями ведущих зарубежных учёных. Наиболее успешные студенты и аспиранты получают возможность пройти стажировку в престижных образовательных учреждениях Европы и мира.